Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Актуальность кружка. В современном мировом «континууме» (А. Лилова) возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы. Именно этим и обусловлена назревшая необходимость современной педагогической системы в методическом сопровождении творческой и научной деятельности учащихся.
Вышеизложенное обусловило выбор темы нашего кружка: «Основы литературного творчества». В данном курсе представлены вопросы, связанные с проблемами литературного творчества и методики научного исследования в школе.
В системе общеобразовательной школы сложилась практика написания докладов и рефератов по литературоведению. Однако продвижение по научным «ступенькам», как правило, происходит на уровне подражания или следования известным образцам, что является лишь первым (важным) этапом формирования юного исследователя, но не даёт ему возможности развиваться и становиться подлинным креативом научного исследования. Данный путь постижения мастерства исследователя отличается большими трудностями.
Мы исходим из того, что, во-первых, современная ситуация характеризуется отходом от доминирования идеи мононауки, формированием ориентации на множественность методологических парадигм и «кодов» прочтения художественного текста. Поэтому невозможно найти раз и навсегда апробированную методику, хотя, тем не менее, структура любого научного труда характеризуется набором стандартных процедур. Во-вторых, мы смещаем привычный акцент с исключительно однопарадигмальных процедур на филологические, социально-психологические, метафизические, культурологические, искусствоведческие, науковедческие, методологические факторы научной деятельности. Предлагаемая нами программа кружка носит междисциплинарный характер и направляет учеников на поиски новых подходов к литературному и научному творчеству.