Анализ результатов пробного ЕГЭ по литературе 
за 2017-2018 учебный год

Учитель: И.П. Воронина

Пробный единый государственный экзамен по литературе проводился 20.02.2018 г. в целях диагностики оценки качества подготовки выпускников, освоивших образовательные программы за курс основной общеобразовательной школы. Объектами контроля по предмету являлись требования к уровню подготовки выпускников, которые указаны в кодификаторе, элементов содержания и требованиях к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по литературе (кодификатор соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, утверждённому приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089). Кодификатор опирается на стандарт среднего (полного) общего образования и стандарт основного общего образования по литературе.

Пробный ЕГЭ по литературе был ориентирован на выявление умений воспринимать, анализировать и интерпретировать литературное произведение как художественное целое; сопоставлять различные произведения, опираясь на историко-литературный контекст, а также создавать развёрнутое письменное высказывание на литературную тему. Предложенные обучающимся КИМы по литературе позволили проверить понимание выпускниками содержания изученных художественных произведений, сформированность у них общего представления об историко-литературном процессе, владение теоретико-литературным инструментарием и умение пользоваться им при анализе художественного произведения.

При разработке КИМов учитывался компетентностный подход к выявлению уровня общеобразовательной подготовки экзаменуемых по литературе: в основу экзаменационной модели положены читательские, литературоведческие и коммуникативно-речевые навыки обучающихся как ключевые компетенции, формирующие квалифицированного читателя. Структура КИМа ЕГЭ, количество заданий, уровень их сложности и проверяемые ими знания и умения отражают специфику школьного литературного образования, а также предполагают, что обучающиеся проявят свои креативные способности.

В экзаменационной работе 2018 г. отбор литературного материала осуществлялся с учётом распределения заданий по определённым содержательным блокам: древнерусская литература; литература первой половины XIX в.; литература  второй половины XIX в.; литература первой половины XX в.; литература второй половины XX в..

Система заданий, предложенная в экзаменационной модели ЕГЭ по литературе, призвана обеспечить необходимую содержательную валидность экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у выпускников основных групп учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций: читательских, литературоведческих и коммуникативно-речевых.

Центральное место в экзаменационной работе занимает прозаический и лирический художественные тексты. Художественные тексты (целостно или фрагментарно) включены для анализа в первые две части экзаменационной работы. При выполнении задания третьей части выпускник должен опираться на художественный текст по памяти (это умение оценивается специальным третьим критерием «Обоснованность привлечения текста произведения»).

В структурном отношении экзаменационная работа выстроена ступенчато: от вопросов, требующих знания конкретных понятий и терминов, к заданиям обобщающего характера с установкой на содержательный анализ и интерпретацию художественного текста.

Экзаменационная работа 2018 г. состояла из 2 частей и трёх основных форм работы, ориентированных на базовый, повышенный и высокий уровень освоения учебного предмета. Часть 1 представляла собой работу с прозаическим (задания 1-9) и лирическим (задания 10-16) текстами в двух позициях: краткий ответ по теории и истории литературы (базовый уровень) и развёрнутый ответ на вопрос (проблемный и компаративистский (повышенный уровень)).

Часть 2 представляла собой творческую работу (высокий уровень): написание сочинения объёмом не менее 200 слов на одну из предложенных тем (диапазон эпох: древнерусская  литература -XX вв.).

В МОБУ "СОШ № 11" г. Оренбурга тренировочную экзаменационную работу по литературе выбрали 4 человека из 10 обучающихся 11 "А" класса (40 %): Бострикова Анастасия, Дедова Анастасия, Дибаев Раниль, Руденко Екатерина. Данная группа детей обладает разным уровнем знаний: средний (Бострикова Анастасия, Дибаев Раниль) и высокий (Дедова Анастасия, Руденко Екатерина). Результаты сдачи указанными обучающимися  пробного экзамена по литературе отражены в приведённой ниже диаграмме.

Результаты сдачи  пробного экзамена по литературе, 2018 г.: поэлементный анализ

Результаты пробного экзамена по литературе  показали, что учащиеся в целом овладели предложенным форматом: ответы соответствуют критериям, демонстрируют навыки анализа и интерпретации художественных текстов. В то же время остаётся актуальной проблема знания текстов, понимания авторской позиции, также сложности вызывает речевое оформление сочинения. В заданиях с 4,5,7 (по эпическому и лиро-эпическому фрагментам) были допущены ошибки в определении изобразительно-выразительных средств (Дибаев Р., Бострикова А., Дедова А., Руденко Е.), литературных терминов (Дедова А., Руденко Е.). Задания с развёрнутым ответом (8;15 и 9;16) вызвали сложность в концептуальном аспекте. В задании 17 обучающимся, приступившим к выполнению творческой работы (Дибаев Р., Дедова А., Руденко Е.)  удалось в целом с точки зрения содержания, композиции и языка стратегически верно выстроить своё рассуждение. Сложным оказалось применить в тексте сочинения теоретические и историко-культурные знания,  а также включить в текст уместные по теме цитаты.

Общие результаты сдачи пробного экзамена по литературе, 2018 г.

Общие рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе в 2018 году

Для того чтобы учащиеся смогли продемонстрировать на экзамене только хороший и отличный уровни знаний,  необходимо в период подготовки к экзамену обращать внимание на формирование общеучебных и предметных умений, среди которых наиболее важными и значимыми являются умение читать, понимать, анализировать и интерпретировать художественный текст как эстетическое целое, умение самостоятельно нестандартно выстраивать ход работы с текстом и умение создавать грамотное аргументированное письменное высказывание на литературную тему.

Необходимо обратить внимание на то, что при работе с терминами основной акцент делается на отработку умений, связанных с практическим опознанием конкретных «технических» приёмов, при этом более абстрактные явления, вроде сюжета или реализма, не столько определяются, сколько лишь прикладываются к конкретным текстам.

Необходима работа и с заданиями, требующими специальных историко- и теоретико-литературных знаний, особенно связанных с образными определениями, закреплёнными традицией и не включенными в Кодификатор.

Необходимо включать в работу на уроках не только задания, требующие увидеть и назвать средство выразительности, но и задания, требующие указать их функции и определить взаимосвязи разных авторских систем и поэтических миров.

Необходимо  использование технологий «интеллект-карт», РКМЧП, составление «паспорта текста», развёрнутых характеристик персонажей, презентаций по ходу изучения произведений, кластерных карт, а также баттловых парных форм.

Необходимо проводить мастерские и другие формы игровой / активной самостоятельной работы, посвященной поэтическим текстам. Избегать жёстких планов-канонов работы с поэтическими текстами.

Необходимо работать над содержательной стороной и речевым оформлением творческой работы.

Необходимо обратить внимание на отработку навыков "контекстного" сопоставительного анализа литературных произведений и на концептуальные подходы к пониманию художественного мира того или иного автора.

Необходимо повышать учебную мотивацию обучающихся, направленную на  изучение предмета "Литература".

Итоги пробного устного собеседования по русскому языку в 9 классах 

Итоговое собеседование проходило в виде беседы с  экзаменатором-собеседником. Оценивание ответа участника осуществлялось учителем-экспертом в момент собеседования.

Дата проведения: 17.10.2019

Цель проведения: итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.    Задача итогового собеседования по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций. КИМ собеседования проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

Проверяемые элементы содержания:

  1. Чтение текста вслух
  2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
  3. Создание устного монологического высказывания
  4. Участие в диалоге
  5. Соблюдение норм современного русского литературного языка

Всего заданий – 4; из них  с развёрнутым ответом – 4;
по уровню сложности: Б – 4.
Общее время ответа ученика – 15 минут.

Всего обучающихся 9-ых классов в МОБУ "СОШ № 11" им. Е.А. Никулина - 63
Принимали участие в пробном собеседовании -  62
Не принимали участие - 1  (по состоянию здоровья)

Максимальный балл: 20 (2 человека - 3 %)
Минимальный балл: 10 (4 человека - 6 %)
Средний балл: 14,98

"Зачтено" ставилось от 10 баллов
% качества -100
% успеваемости -100    

Обобщённый план варианта итогового собеседования ГИА
выпускников IX классов по русскому языку

Уровни сложности заданий: Б – базовый.

Задание 1. Чтение текста вслух.

Оценивалось по 2-м критериям: интонация и темп чтения;  справились все  обучающихся (100%) , получив по 2 балла

Результат:

  • соответствие интонации - 62 чел. (100%);
  • темп чтения соответствует коммуникативной задаче - 60 чел. (97 %);
  • БЕЗ грамматических ошибок- 40 чел. (64 %);
  • БЕЗ орфоэпических ошибок, или не более одной орфоэпической ошибки- 43 чел. (95 %);
  • БЕЗ речевых ошибок, или не более трёх речевых ошибок - 41 чел. (66 %);
  • БЕЗ искажения слов - 11 чел. (18 %).

Анализ результатов выявил типичные ошибки учеников при выполнении этого задания: искажения в употреблении публицистической лексики; наличие орфоэпических, грамматических и речевых  ошибок

Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

При оценивании правильности речи чтения текста особое внимание следует обращать на соблюдение учениками грамматических норм (Г), орфоэпических норм (О) и искажений слов (Иск.).

Результат:

  • сохранение при пересказе микротем текста - 32 чел. (52 %);
  • сохранение фактологической точности – 42  чел. (93 %);
  • работа с высказыванием – 42 чел. (66 %);
  • способы цитирования - 54  чел. (87 %).

Правильность речи за выполнение 1 и 2 заданий:

  • БЕЗ грамматических ошибок- 40 чел. (64 %);
  • БЕЗ орфоэпических ошибок, или не более одной орфоэпической ошибки- 43 чел. (95 %);
  • БЕЗ речевых ошибок, или не более трёх речевых ошибок - 41 чел. (66 %);
  • БЕЗ искажения слов - 11 чел. (17 %).

Анализ результатов показал, что пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался сложным для учащихся.

К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести:

  • неоправданно длинные паузы в речи;
  • неумение самостоятельно определить основную мысль текста;
  • затруднение при выделении ключевых слов.

Задание 3. Тематическое монологическое высказывание.

Тематическое монологическое высказывание – это задание с выбором. Необходимо было выбрать определенную тему:

  • Монолог-описание по предложенной фотографии.
  • Монолог-рассказ на основе жизненного опыта (повествование).
  • Монолог-ответ на поставленный вопрос (рассуждение).

 Все обучающиеся выбрали монолог-ответ на поставленный вопрос.  В основном обучающиеся выбирали монолог по описанию фотографии.

Результат:

  • выполнение коммуникативной задачи – 60 чел. (97 %);
  • учёт условий речевой ситуации -  62 чел. (100 %);
  • речевое оформление монологического высказывания - 41 чел. (66 %).

Задание 4. Участие в диалоге

Грамотность речи

Диалог:

  • даны  ответы  на  все  вопросы  в  диалоге - 62 чел. (100 %);
  • учёт условий речевой ситуации -  62 чел. (100 %)

Правильность речи за выполнение заданий 3 и 4:

  • соблюдение грамматических норм -  41  чел. (66 %);
  • соблюдение орфоэпических норм - 55 чел. (89 %);
  • соблюдение речевых норм -  42  чел.   (68 %);
  • речевое оформление - 27  чел. (60 %).

Анализируя  результаты  устного собеседования, можно сделать вывод, что  в  целом  пробное  устное  собеседование  прошло  на  хорошем  уровне,  обучающиеся  и  учитель  понимают  свои  задачи,  много  и  кропотливо  работают  для  достижения  максимально  возможного  для  каждого  ученика  результата.

Рекомендации:

  1. Учителю  русского языка и литературы  продолжить работу по развитию  умений  подробно  пересказывать  текст,  а  также   навыков монологической  и  диалогической  речи обучающихся.
  2. Учителям-предметникам следить за тем, чтобы учащиеся на уроках давали развёрнутые ответы на вопросы.