Анализ результатов пробного ЕГЭ по литературе
за 2017-2018 учебный год
Учитель: И.П. Воронина
Пробный единый государственный экзамен по литературе проводился 20.02.2018 г. в целях диагностики оценки качества подготовки выпускников, освоивших образовательные программы за курс основной общеобразовательной школы. Объектами контроля по предмету являлись требования к уровню подготовки выпускников, которые указаны в кодификаторе, элементов содержания и требованиях к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по литературе (кодификатор соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, утверждённому приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089). Кодификатор опирается на стандарт среднего (полного) общего образования и стандарт основного общего образования по литературе.
Пробный ЕГЭ по литературе был ориентирован на выявление умений воспринимать, анализировать и интерпретировать литературное произведение как художественное целое; сопоставлять различные произведения, опираясь на историко-литературный контекст, а также создавать развёрнутое письменное высказывание на литературную тему. Предложенные обучающимся КИМы по литературе позволили проверить понимание выпускниками содержания изученных художественных произведений, сформированность у них общего представления об историко-литературном процессе, владение теоретико-литературным инструментарием и умение пользоваться им при анализе художественного произведения.
При разработке КИМов учитывался компетентностный подход к выявлению уровня общеобразовательной подготовки экзаменуемых по литературе: в основу экзаменационной модели положены читательские, литературоведческие и коммуникативно-речевые навыки обучающихся как ключевые компетенции, формирующие квалифицированного читателя. Структура КИМа ЕГЭ, количество заданий, уровень их сложности и проверяемые ими знания и умения отражают специфику школьного литературного образования, а также предполагают, что обучающиеся проявят свои креативные способности.
В экзаменационной работе 2018 г. отбор литературного материала осуществлялся с учётом распределения заданий по определённым содержательным блокам: древнерусская литература; литература первой половины XIX в.; литература второй половины XIX в.; литература первой половины XX в.; литература второй половины XX в..
Система заданий, предложенная в экзаменационной модели ЕГЭ по литературе, призвана обеспечить необходимую содержательную валидность экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у выпускников основных групп учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций: читательских, литературоведческих и коммуникативно-речевых.
Центральное место в экзаменационной работе занимает прозаический и лирический художественные тексты. Художественные тексты (целостно или фрагментарно) включены для анализа в первые две части экзаменационной работы. При выполнении задания третьей части выпускник должен опираться на художественный текст по памяти (это умение оценивается специальным третьим критерием «Обоснованность привлечения текста произведения»).
В структурном отношении экзаменационная работа выстроена ступенчато: от вопросов, требующих знания конкретных понятий и терминов, к заданиям обобщающего характера с установкой на содержательный анализ и интерпретацию художественного текста.
Экзаменационная работа 2018 г. состояла из 2 частей и трёх основных форм работы, ориентированных на базовый, повышенный и высокий уровень освоения учебного предмета. Часть 1 представляла собой работу с прозаическим (задания 1-9) и лирическим (задания 10-16) текстами в двух позициях: краткий ответ по теории и истории литературы (базовый уровень) и развёрнутый ответ на вопрос (проблемный и компаративистский (повышенный уровень)).
Часть 2 представляла собой творческую работу (высокий уровень): написание сочинения объёмом не менее 200 слов на одну из предложенных тем (диапазон эпох: древнерусская литература -XX вв.).
В МОБУ "СОШ № 11" г. Оренбурга тренировочную экзаменационную работу по литературе выбрали 4 человека из 10 обучающихся 11 "А" класса (40 %): Бострикова Анастасия, Дедова Анастасия, Дибаев Раниль, Руденко Екатерина. Данная группа детей обладает разным уровнем знаний: средний (Бострикова Анастасия, Дибаев Раниль) и высокий (Дедова Анастасия, Руденко Екатерина). Результаты сдачи указанными обучающимися пробного экзамена по литературе отражены в приведённой ниже диаграмме.
Результаты сдачи пробного экзамена по литературе, 2018 г.: поэлементный анализ
Результаты пробного экзамена по литературе показали, что учащиеся в целом овладели предложенным форматом: ответы соответствуют критериям, демонстрируют навыки анализа и интерпретации художественных текстов. В то же время остаётся актуальной проблема знания текстов, понимания авторской позиции, также сложности вызывает речевое оформление сочинения. В заданиях с 4,5,7 (по эпическому и лиро-эпическому фрагментам) были допущены ошибки в определении изобразительно-выразительных средств (Дибаев Р., Бострикова А., Дедова А., Руденко Е.), литературных терминов (Дедова А., Руденко Е.). Задания с развёрнутым ответом (8;15 и 9;16) вызвали сложность в концептуальном аспекте. В задании 17 обучающимся, приступившим к выполнению творческой работы (Дибаев Р., Дедова А., Руденко Е.) удалось в целом с точки зрения содержания, композиции и языка стратегически верно выстроить своё рассуждение. Сложным оказалось применить в тексте сочинения теоретические и историко-культурные знания, а также включить в текст уместные по теме цитаты.
Общие результаты сдачи пробного экзамена по литературе, 2018 г.
Общие рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе в 2018 году
Для того чтобы учащиеся смогли продемонстрировать на экзамене только хороший и отличный уровни знаний, необходимо в период подготовки к экзамену обращать внимание на формирование общеучебных и предметных умений, среди которых наиболее важными и значимыми являются умение читать, понимать, анализировать и интерпретировать художественный текст как эстетическое целое, умение самостоятельно нестандартно выстраивать ход работы с текстом и умение создавать грамотное аргументированное письменное высказывание на литературную тему.
Необходимо обратить внимание на то, что при работе с терминами основной акцент делается на отработку умений, связанных с практическим опознанием конкретных «технических» приёмов, при этом более абстрактные явления, вроде сюжета или реализма, не столько определяются, сколько лишь прикладываются к конкретным текстам.
Необходима работа и с заданиями, требующими специальных историко- и теоретико-литературных знаний, особенно связанных с образными определениями, закреплёнными традицией и не включенными в Кодификатор.
Необходимо включать в работу на уроках не только задания, требующие увидеть и назвать средство выразительности, но и задания, требующие указать их функции и определить взаимосвязи разных авторских систем и поэтических миров.
Необходимо использование технологий «интеллект-карт», РКМЧП, составление «паспорта текста», развёрнутых характеристик персонажей, презентаций по ходу изучения произведений, кластерных карт, а также баттловых парных форм.
Необходимо проводить мастерские и другие формы игровой / активной самостоятельной работы, посвященной поэтическим текстам. Избегать жёстких планов-канонов работы с поэтическими текстами.
Необходимо работать над содержательной стороной и речевым оформлением творческой работы.
Необходимо обратить внимание на отработку навыков "контекстного" сопоставительного анализа литературных произведений и на концептуальные подходы к пониманию художественного мира того или иного автора.
Необходимо повышать учебную мотивацию обучающихся, направленную на изучение предмета "Литература".
Итоги пробного устного собеседования по русскому языку в 9 классах
Итоговое собеседование проходило в виде беседы с экзаменатором-собеседником. Оценивание ответа участника осуществлялось учителем-экспертом в момент собеседования.
Дата проведения: 17.10.2019
Цель проведения: итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Задача итогового собеседования по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций. КИМ собеседования проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
Проверяемые элементы содержания:
- Чтение текста вслух
- Пересказ текста с включением приведённого высказывания
- Создание устного монологического высказывания
- Участие в диалоге
- Соблюдение норм современного русского литературного языка
Всего заданий – 4; из них с развёрнутым ответом – 4;
по уровню сложности: Б – 4.
Общее время ответа ученика – 15 минут.
Всего обучающихся 9-ых классов в МОБУ "СОШ № 11" им. Е.А. Никулина - 63
Принимали участие в пробном собеседовании - 62
Не принимали участие - 1 (по состоянию здоровья)
Максимальный балл: 20 (2 человека - 3 %)
Минимальный балл: 10 (4 человека - 6 %)
Средний балл: 14,98
"Зачтено" ставилось от 10 баллов
% качества -100
% успеваемости -100
Обобщённый план варианта итогового собеседования ГИА
выпускников IX классов по русскому языку
Уровни сложности заданий: Б – базовый.
Задание 1. Чтение текста вслух.
Оценивалось по 2-м критериям: интонация и темп чтения; справились все обучающихся (100%) , получив по 2 балла
Результат:
- соответствие интонации - 62 чел. (100%);
- темп чтения соответствует коммуникативной задаче - 60 чел. (97 %);
- БЕЗ грамматических ошибок- 40 чел. (64 %);
- БЕЗ орфоэпических ошибок, или не более одной орфоэпической ошибки- 43 чел. (95 %);
- БЕЗ речевых ошибок, или не более трёх речевых ошибок - 41 чел. (66 %);
- БЕЗ искажения слов - 11 чел. (18 %).
Анализ результатов выявил типичные ошибки учеников при выполнении этого задания: искажения в употреблении публицистической лексики; наличие орфоэпических, грамматических и речевых ошибок
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
При оценивании правильности речи чтения текста особое внимание следует обращать на соблюдение учениками грамматических норм (Г), орфоэпических норм (О) и искажений слов (Иск.).
Результат:
- сохранение при пересказе микротем текста - 32 чел. (52 %);
- сохранение фактологической точности – 42 чел. (93 %);
- работа с высказыванием – 42 чел. (66 %);
- способы цитирования - 54 чел. (87 %).
Правильность речи за выполнение 1 и 2 заданий:
- БЕЗ грамматических ошибок- 40 чел. (64 %);
- БЕЗ орфоэпических ошибок, или не более одной орфоэпической ошибки- 43 чел. (95 %);
- БЕЗ речевых ошибок, или не более трёх речевых ошибок - 41 чел. (66 %);
- БЕЗ искажения слов - 11 чел. (17 %).
Анализ результатов показал, что пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался сложным для учащихся.
К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести:
- неоправданно длинные паузы в речи;
- неумение самостоятельно определить основную мысль текста;
- затруднение при выделении ключевых слов.
Задание 3. Тематическое монологическое высказывание.
Тематическое монологическое высказывание – это задание с выбором. Необходимо было выбрать определенную тему:
- Монолог-описание по предложенной фотографии.
- Монолог-рассказ на основе жизненного опыта (повествование).
- Монолог-ответ на поставленный вопрос (рассуждение).
Все обучающиеся выбрали монолог-ответ на поставленный вопрос. В основном обучающиеся выбирали монолог по описанию фотографии.
Результат:
- выполнение коммуникативной задачи – 60 чел. (97 %);
- учёт условий речевой ситуации - 62 чел. (100 %);
- речевое оформление монологического высказывания - 41 чел. (66 %).
Задание 4. Участие в диалоге
Грамотность речи
Диалог:
- даны ответы на все вопросы в диалоге - 62 чел. (100 %);
- учёт условий речевой ситуации - 62 чел. (100 %)
Правильность речи за выполнение заданий 3 и 4:
- соблюдение грамматических норм - 41 чел. (66 %);
- соблюдение орфоэпических норм - 55 чел. (89 %);
- соблюдение речевых норм - 42 чел. (68 %);
- речевое оформление - 27 чел. (60 %).
Анализируя результаты устного собеседования, можно сделать вывод, что в целом пробное устное собеседование прошло на хорошем уровне, обучающиеся и учитель понимают свои задачи, много и кропотливо работают для достижения максимально возможного для каждого ученика результата.
Рекомендации:
- Учителю русского языка и литературы продолжить работу по развитию умений подробно пересказывать текст, а также навыков монологической и диалогической речи обучающихся.
- Учителям-предметникам следить за тем, чтобы учащиеся на уроках давали развёрнутые ответы на вопросы.