Цели и задачи кружка в соответствии с требованиями ФГОС

На основании  фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями  изучения  программы  литературного  кружка  являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием  и  общероссийским  гражданским  сознанием,  чувством  патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения программы  кружка, имеющих метапредметный статус, служат:

  • личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
  • регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
  • познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель работы, выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);
  • коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).

Целью-доминантой нашего курса является формирование компетентного исследователя-филолога, гармонично синтезирующего в своей деятельности креативный и научный подходы к литературоведческой проблеме.

Локальными  задачами кружковой работы являются следующие:

  •  формирование у учащихся представлений о логике и этапах творческо­го процесса;
  •  формирование у школьников основ научного филологического мышле­ния;
  •  обучение учеников использованию нестандартных междисциплинарных способов восприятия и интерпретации прозаического и поэтического художест­венных текстов;
  •  ознакомление детей со спецификой искусства русского поэтического перевода в его теоретических и практических аспектах;
  •  обучение пятиклассников методике и этапам написания литературовед­ческой научной работы, знакомство с методами и приёмами научной деятель­ности;
  •  формирование у обучающихся навыков работы с научной литературой;
  •  ознакомление школьников с искусством критического осмысления ху­дожественного текста, его формами и методами анализа;
  •  формирование навыков публичного выступления и составления литера­турных презентаций;
  •  углубление и систематизация знаний учащихся в области современной теории, истории и критики литературы;
  •  развитие творческих и научных способностей учащихся;
  •  формирование потребности в общении и самореализации средствами литературного творчества;
  • формирование гармоничной, разносторонне развитой, творческой лично­сти ребёнка;
  •  воспитание компетентного читателя, глубоко и эмоционально восприни­мающего художественный текст.

Общая характеристика программы

Кружок «Основы литературного творчества» является углублением предметного содержания литературы в 5 классе с позиций овладения школьниками новыми научными технологиями и подготавливает ученика к детальному усвоению филологических знаний, необ­ходимых для работы с художественным текстом на уроках литературы. С дру­гой стороны, наш курс формирует компетентного читателя и исследователя в области филологических дисциплин. Данный пропедевтический курс разработан с опорой на стандарты «второго поколения» и ориентирован на детей 10-11 лет, так как дети этого возраста отличаются особой эмоциональной активностью, силой переживания, целостностью впечатления, предметностью воображения, объективностью и аналитичностью в восприятии смысла событий, идеи, образа и композиции художественного произведения. Всё это создаёт базовые предпо­сылки для развития творческих и научных способностей пятиклассников.

Принципы построения программы

Предложенный нами курс в со­ответствии с его целями и задачами построен на следующих принципах:

  • принцип  интегративности литературоведения (совмещения, достраива­ния литературного образа при помощи других искусств) со смежными дисцип­линами (психология, философия, краеведение, лингвистика, филология, переводоведение, искусствоведение и др.);
  • принцип научности (соответствие литературного материала современ­ным требованиям филологического образования), необходимый для организации учебного процесса и отвечающий уровню современной науки;
  • принцип доступности (соответствие литературного материала интересам ученика, проблематике возраста);
  • принцип системности, предполагающий логичное, последовательное осознание содержание спецкурса;
  • принцип диалогичности в организации учебного процесса: субъект - субъектные отношения между учениками и преподавателем;
  • принцип полифоничности в постижении научного знания (восприятие и систематизация множественности голосов мира);
  • принцип креативности (развитие литературных способностей школьни­ка, позволяющих нестандартно интерпретировать искусство слова и представ­лять себя миру).

Концепция курса

Кружок «Основы литературного творчества» ба­зируется на креативно-когнитивном подходе к выстраиванию предложенного материала. Данный подход опирается на современную психологическую кон­цепцию феномена творчества, согласно которой в творческом процессе взаимо­связаны два вида способностей - креативность и когнитивность. Следовательно, развитие названных способностей в школьном возрасте происходит парал­лельно, что и нашло отражение в данной программе.

Структура  кружка

Курс «Основы литературного творчества» включает в себя три основных взаимосвязанных друг с другом компонента, в процессе обучения дополняющих и достраивающих миропонимание ребёнка:

  1.  ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО;
  2.  ЛИТЕРАТУРНАЯ ТЕОРИЯ;
  3.  МЕТОДИКА НАУКИ.

Первый компонент «Литературное творчество» направлен на развитие литературной одарённости школьника, способствующей нестандартному воспри­ятию искусства слова и выражению себя в устной и письменной речи. Данный компонент позволяет развивать целый комплекс способностей пятиклассника: выражать в слове чувства, представления, мысли и добиваться адекватного их соотношения; образно конкретизировать слова, постепенно прорастающие в зрительные, слуховые и иные ассоциации, таким образом, обогащая личность ребёнка; эмоционально чутко отзываться на слово, интонации и стили речи; целостно воспринимать литературное произведение, его архитектонику, логиче­скую взаимосвязь между частями целого, концепционное восприятие компози­ции; различать индивидуальные художественные системы и исторически, не- сходные стили в искусстве. В соответствии с этим мы ввели в программу следующие задания по литературному творчеству, которые в зави­симости от уровня и индивидуального типа литературного развития ученика могут варьироваться: создание поэтических и прозаических литературных этю­дов, философских эссе, собственного стихотворения по заданной рифме, собст­венного поэтического перевода и краеведческой легенды; сопоставление разных оригинальных и переводных сюжетов, разных способов мышления; составление разных видов конспектов и блок-схем; создание нестандартных научных пре­зентаций и выступлений на конференциях различного уровня.

Второй компонент «Литературная теория» представлен в программе таким образом, чтобы пятиклассники смогли познакомиться с современными концепциями в области литературоведения (герменевтика, феноменология, нар-ратология и др.). Литературные термины, предложенные ученикам для изуче­ния, в основном охватывают внутреннюю структуру текста от тропов до ком­позиции (сравнение, метафора, олицетворение, конфликт, художественный об­раз, диалог, звукопись, цветопись, акустика, семиотика текста и др.) и вопро­сы, проясняющие авторскую позицию: жанры прозаических и поэтических ли­тературных произведений (сказка, легенда, миф, рассказ, повесть, баллада и др.). В теорию литературы, изучаемую в 5 классах, мы также включили неко­торые теоретические и практические вопросы современного переводоведения (поэтический перевод, эквивалентность, точный перевод, вольный перевод, трансформация подлинника и др.), так как русская литература и культура в целом немыслима без перевода.

Третий компонент данной  программы  - «Методика науки» нами введён экспериментально и включает вопросы, связанные со спецификой, вида­ми, формами и принципами исследовательской деятельности в школе. Рассматриваемый  нами компонент направлен на последовательное обучение учеников логике написания и оформления научной работы, составления конспектов, блок-схем, тезисов, работы с научной литературой. С этой же целью в программу были введены занятия по критическому исследованию литературного текста.

Программа  кружка  рассчитана  на один год. Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут. Всего 34 часа на учебный год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала

Личностными  результатами  освоения  программы  литературного  кружка  являются:

  1. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  2.  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные  результаты  освоения  программы  литературного  кружка  проявляются  в  умениях:

  1. понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  2. самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
  3. работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные  результаты  освоения  программы  литературного  кружка  состоят  в  следующем:

1) в познавательной сфере:

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

3) коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
  • создание  проектов, презентаций,  композиций,  викторин,  сценариев на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, отзывы  и  рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Формой контроля, предусмотренной программой  кружка, является  письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам занятий, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Частные  умения учеников 5 класса, которые формируются в процессе изучения программы:

  1. умение самостоятельно решать исследовательские и творческие задачи, са­мостоятельно планировать, организовывать и осуществлять научное исследова­ние;
  2. умение работать с научной и критической    литературой;
  3. умение   работать со специальной терминологией;
  4. умение   критически осмысливать материал, представленный в        книге;
  5. умение   чётко и ясно излагать свои мысли   в устной и письменной форме;
  6. умение видеть и применять на практике нестандартные методы анализа ли­тературного текста;
  7. умение ориентироваться в теоретических основах литературоведения и спе­цифике литературного искусства;
  8. умение определять и анализировать главные эпизоды в эпическом произве­дении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  9. умение прослеживать изменения настроения (интонации) стихотворения;
  10.  умение воспринимать многозначность слов в художественном тексте, опре­делять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к. изображаемому;
  11.  умение различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (сказка, легенда, миф, повесть, рассказ);
  12.  умение пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  13.  умение составлять литературные презентации;
  14.  умение выступать на научных конференциях различного уровня;
  15.  умение аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые и скрытые авторские оценки;
  16.  умение видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений одного и разных жанров;
  17.  умение писать творческие сочинения этюдного и эссеистического типа на материале жизненных и литературных впечатлений;
  18.  умение сочинять небольшие произведения прозаического и поэтического жанров (рассказы, сказки, стихотворения);
  19.  умение креативно подходить к предложенной проблеме;
  20.  умение интерпретировать художественный текст в соответствии с его идеей, композицией, языком и стилем;
  21.  умение работать с поэтическим переводом, его оригиналом и подстрочником в сопоставлении.