Цели и задачи кружка в соответствии с требованиями ФГОС
На основании фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения программы литературного кружка являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения программы кружка, имеющих метапредметный статус, служат:
- личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
- регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
- познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель работы, выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);
- коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).
Целью-доминантой нашего курса является формирование компетентного исследователя-филолога, гармонично синтезирующего в своей деятельности креативный и научный подходы к литературоведческой проблеме.
Локальными задачами кружковой работы являются следующие:
- формирование у учащихся представлений о логике и этапах творческого процесса;
- формирование у школьников основ научного филологического мышления;
- обучение учеников использованию нестандартных междисциплинарных способов восприятия и интерпретации прозаического и поэтического художественных текстов;
- ознакомление детей со спецификой искусства русского поэтического перевода в его теоретических и практических аспектах;
- обучение пятиклассников методике и этапам написания литературоведческой научной работы, знакомство с методами и приёмами научной деятельности;
- формирование у обучающихся навыков работы с научной литературой;
- ознакомление школьников с искусством критического осмысления художественного текста, его формами и методами анализа;
- формирование навыков публичного выступления и составления литературных презентаций;
- углубление и систематизация знаний учащихся в области современной теории, истории и критики литературы;
- развитие творческих и научных способностей учащихся;
- формирование потребности в общении и самореализации средствами литературного творчества;
- формирование гармоничной, разносторонне развитой, творческой личности ребёнка;
- воспитание компетентного читателя, глубоко и эмоционально воспринимающего художественный текст.
Общая характеристика программы
Кружок «Основы литературного творчества» является углублением предметного содержания литературы в 5 классе с позиций овладения школьниками новыми научными технологиями и подготавливает ученика к детальному усвоению филологических знаний, необходимых для работы с художественным текстом на уроках литературы. С другой стороны, наш курс формирует компетентного читателя и исследователя в области филологических дисциплин. Данный пропедевтический курс разработан с опорой на стандарты «второго поколения» и ориентирован на детей 10-11 лет, так как дети этого возраста отличаются особой эмоциональной активностью, силой переживания, целостностью впечатления, предметностью воображения, объективностью и аналитичностью в восприятии смысла событий, идеи, образа и композиции художественного произведения. Всё это создаёт базовые предпосылки для развития творческих и научных способностей пятиклассников.
Принципы построения программы
Предложенный нами курс в соответствии с его целями и задачами построен на следующих принципах:
- принцип интегративности литературоведения (совмещения, достраивания литературного образа при помощи других искусств) со смежными дисциплинами (психология, философия, краеведение, лингвистика, филология, переводоведение, искусствоведение и др.);
- принцип научности (соответствие литературного материала современным требованиям филологического образования), необходимый для организации учебного процесса и отвечающий уровню современной науки;
- принцип доступности (соответствие литературного материала интересам ученика, проблематике возраста);
- принцип системности, предполагающий логичное, последовательное осознание содержание спецкурса;
- принцип диалогичности в организации учебного процесса: субъект - субъектные отношения между учениками и преподавателем;
- принцип полифоничности в постижении научного знания (восприятие и систематизация множественности голосов мира);
- принцип креативности (развитие литературных способностей школьника, позволяющих нестандартно интерпретировать искусство слова и представлять себя миру).
Концепция курса
Кружок «Основы литературного творчества» базируется на креативно-когнитивном подходе к выстраиванию предложенного материала. Данный подход опирается на современную психологическую концепцию феномена творчества, согласно которой в творческом процессе взаимосвязаны два вида способностей - креативность и когнитивность. Следовательно, развитие названных способностей в школьном возрасте происходит параллельно, что и нашло отражение в данной программе.
Структура кружка
Курс «Основы литературного творчества» включает в себя три основных взаимосвязанных друг с другом компонента, в процессе обучения дополняющих и достраивающих миропонимание ребёнка:
- ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО;
- ЛИТЕРАТУРНАЯ ТЕОРИЯ;
- МЕТОДИКА НАУКИ.
Первый компонент «Литературное творчество» направлен на развитие литературной одарённости школьника, способствующей нестандартному восприятию искусства слова и выражению себя в устной и письменной речи. Данный компонент позволяет развивать целый комплекс способностей пятиклассника: выражать в слове чувства, представления, мысли и добиваться адекватного их соотношения; образно конкретизировать слова, постепенно прорастающие в зрительные, слуховые и иные ассоциации, таким образом, обогащая личность ребёнка; эмоционально чутко отзываться на слово, интонации и стили речи; целостно воспринимать литературное произведение, его архитектонику, логическую взаимосвязь между частями целого, концепционное восприятие композиции; различать индивидуальные художественные системы и исторически, не- сходные стили в искусстве. В соответствии с этим мы ввели в программу следующие задания по литературному творчеству, которые в зависимости от уровня и индивидуального типа литературного развития ученика могут варьироваться: создание поэтических и прозаических литературных этюдов, философских эссе, собственного стихотворения по заданной рифме, собственного поэтического перевода и краеведческой легенды; сопоставление разных оригинальных и переводных сюжетов, разных способов мышления; составление разных видов конспектов и блок-схем; создание нестандартных научных презентаций и выступлений на конференциях различного уровня.
Второй компонент «Литературная теория» представлен в программе таким образом, чтобы пятиклассники смогли познакомиться с современными концепциями в области литературоведения (герменевтика, феноменология, нар-ратология и др.). Литературные термины, предложенные ученикам для изучения, в основном охватывают внутреннюю структуру текста от тропов до композиции (сравнение, метафора, олицетворение, конфликт, художественный образ, диалог, звукопись, цветопись, акустика, семиотика текста и др.) и вопросы, проясняющие авторскую позицию: жанры прозаических и поэтических литературных произведений (сказка, легенда, миф, рассказ, повесть, баллада и др.). В теорию литературы, изучаемую в 5 классах, мы также включили некоторые теоретические и практические вопросы современного переводоведения (поэтический перевод, эквивалентность, точный перевод, вольный перевод, трансформация подлинника и др.), так как русская литература и культура в целом немыслима без перевода.
Третий компонент данной программы - «Методика науки» нами введён экспериментально и включает вопросы, связанные со спецификой, видами, формами и принципами исследовательской деятельности в школе. Рассматриваемый нами компонент направлен на последовательное обучение учеников логике написания и оформления научной работы, составления конспектов, блок-схем, тезисов, работы с научной литературой. С этой же целью в программу были введены занятия по критическому исследованию литературного текста.
Программа кружка рассчитана на один год. Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут. Всего 34 часа на учебный год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала
Личностными результатами освоения программы литературного кружка являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты освоения программы литературного кружка проявляются в умениях:
- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
- работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты освоения программы литературного кружка состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
3) коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
- создание проектов, презентаций, композиций, викторин, сценариев на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, отзывы и рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Формой контроля, предусмотренной программой кружка, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам занятий, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Частные умения учеников 5 класса, которые формируются в процессе изучения программы:
- умение самостоятельно решать исследовательские и творческие задачи, самостоятельно планировать, организовывать и осуществлять научное исследование;
- умение работать с научной и критической литературой;
- умение работать со специальной терминологией;
- умение критически осмысливать материал, представленный в книге;
- умение чётко и ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение видеть и применять на практике нестандартные методы анализа литературного текста;
- умение ориентироваться в теоретических основах литературоведения и специфике литературного искусства;
- умение определять и анализировать главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- умение прослеживать изменения настроения (интонации) стихотворения;
- умение воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к. изображаемому;
- умение различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (сказка, легенда, миф, повесть, рассказ);
- умение пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- умение составлять литературные презентации;
- умение выступать на научных конференциях различного уровня;
- умение аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые и скрытые авторские оценки;
- умение видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений одного и разных жанров;
- умение писать творческие сочинения этюдного и эссеистического типа на материале жизненных и литературных впечатлений;
- умение сочинять небольшие произведения прозаического и поэтического жанров (рассказы, сказки, стихотворения);
- умение креативно подходить к предложенной проблеме;
- умение интерпретировать художественный текст в соответствии с его идеей, композицией, языком и стилем;
- умение работать с поэтическим переводом, его оригиналом и подстрочником в сопоставлении.