Бутон раскрывается, а там…

Чудо на уроке литературы

Учительская газета, №21 от 25 мая 2021.
Автор: 

«На каждом уроке литературы должно происходить какое-то диво, – считает учитель русского языка и литературы Ирина ВОРОНИНА, победитель конкурса «Учитель Оренбуржья»-2020. – Как будто бутончик цветка раскрывается, а в нем Дюймовочка!»

Когда Ирину Воронину спрашивают, какой из этапов конкурса «Учитель года России» оказался для нее самым трудным, она отвечает, что муниципальный. А еще говорит, что на победу не рассчитывала, пошла на конкурс, чтобы понять, на что способна в профессиональном плане, и как-то по-другому посмотреть на себя. В итоге конкурс для нее оказался «сильным преодолением себя», победа стала полной неожиданностью, а то, как ждали и радовались ей ее ученики, как встретили в родной 11‑й школе, окружили, обнимали, поздравляли, запомнилось на всю жизнь! И стало одним из самых лучших моментов жизни.

Еще запомнились глаза и улыбка любимого наставника, теперь уже старшего коллеги, учителя русского языка и литературы гимназии №5 города Оренбурга Надежды Петровны Голубевой. Это она на своих уроках влюбляла маленькую Ирину в великий и могучий русский язык и в нашу прекраснейшую и такую непростую русскую литературу. «Надежда Петровна, – говорит Ирина Воронина, – помогала мне в раскрытии себя, оценивала мои возможности и постоянно усложняла задачи на уроках, и она же предрекла мне будущее в педагогической профессии». А в тот день, когда Ирина Петровна Воронина получила звание «Учитель года города Оренбурга», Надежда Петровна от души поздравляла свою ученицу и желала ей дальнейших побед!

Они не заставили себя долго ждать. Вскоре Ирина стала победителем зонального этапа конкурса, затем получила областной кубок «Учитель Оренбуржья», а в феврале нынешнего года представляла свой регион на всероссийском этапе конкурса. Говорит, впечатлений осталось море! И все самые положительные. Поняла, что учительство – это настоящее братство, в атмосфере которого нет места конкуренции, интригам или какому-нибудь противостоянию.

– Мы поддерживали друг друга, говорили комплименты. Я поняла, что учительство – это целая философия, а сама я стала другой после конкурса, начала по-иному относиться к себе и своей профессии. Мне теперь легче справляться с возникающими проблемами, словно открылось второе дыхание. А еще коллеги научили меня, как сбросить важность, мы так и говорили друг другу: «Сбрось важность!» И как только ты это сделаешь, сможешь посмотреть на проблему под другим углом, да и сил добавится!

Ее лебединая стая

В учительскую профессию Ирина Петровна Воронина влюбилась еще в детстве, когда вечерами наблюдала за мамой Любовью Ивановной, работавшей учителем начальных классов. Почему вечерами? Потому что днем девочку водили учиться в школу №59, а мама спешила на уроки в школу №11. И это была принципиальная позиция – дочка должна была учиться у другого педагога, а не в мамином классе, иначе пострадает объективность отношений. Потому и наблюдала за мамой вечерами, когда та дома готовилась к следующему учительскому дню. Прошли годы, и теперь они обе ходят на работу в одну школу №11, носящую имя младшего лейтенанта полиции Е.А.Никулина. У Ирины есть еще младшая сестра, тоже продолжатель династии, работает школьным педагогом-психологом.

В учителя Ирина Петровна пришла 13 лет назад, сразу после вуза. Сначала в лицей №1, где молодому специалисту помогали опытные и очень интересные коллеги, например, такие как Лидия Александровна Сайганова. С ее помощью начинающий словесник освоилась довольно быстро и вскоре решила поступать на заочное отделение в аспирантуру Самарского государственного университета. Кандидатскую защитила по направлению «Русская литература» и продолжила работать в школе. А почему нет? Детям общаться с учителем – кандидатом филологических наук еще интереснее!

– Ирина, расскажите, как изменилась ваша жизнь после защиты кандидатской?

– Наверное, я стала более уверенной в себе. Поняла, что и литературу можно определенным образом систематизировать. До этого момента я считала, что литература – это некое искусство, которое необходимо донести до ребенка, потрясти его душу и раскрыть многие его таланты через это. Я не думала, что искусство может быть целенаправленным процессом. А после защиты стала понимать, что искусство тоже можно определенным образом структурировать. То есть воздействовать на человеческую душу. Вот такое открытие сделала для себя.

Сегодня Ирина Петровна преподает не только русский язык и литературу, но еще мировую художественную культуру, а после уроков ведет элективные курсы. Нагрузка в неделю более 40 часов. Но она все равно старается участвовать в различных конкурсах и помогать старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, особенно с психологической точки зрения. Потому что главное на экзамене – уметь быстро мобилизоваться. Этому Ирина учит свой 11‑й выпускной класс, в котором ведет классное руководство. На вопрос, как все успевать, отвечает, что особых секретов нет. Надо просто любить свое дело и отдавать ему всю себя, и еще, конечно, любить детей! И всеми силами стараться им помочь. Например, когда после девятого ее подросшие воспитанники делали свой первый выбор – десятый класс или СПО, главным советчиком вместе с родителями была и классный руководитель. Но случалось и такое, когда родители советовать не хотели, а оставляли решение за ребенком. Ребенок шел к учителю – всегда большую ценность имеет мнение авторитетного взрослого. Поэтому таким важным для Ирины Петровны оказался выбор каждого из ее учеников, в том числе и тех, кто не пошел в старшие классы, а выбрал среднее профессиональное образование. С этими ребятами она и сегодня поддерживает связь и по телефону, и через соцсети, а всех вместе – весь свой класс, который она ведет с пятого, и это первый ее выпуск, – называет своими лебедями, которые благодаря усилиям учителя сбились в стайку и стали единым коллективом. Сегодня их у нее 28, и для нее очень важно, что, несмотря на их разность, у них есть то, что объединяет, – все они могут принимать друг друга и радоваться друг другу, потому и стали единым коллективом.

– Что нужно делать классному руководителю, чтобы создать такой класс?

– Нужно чувствовать своих детей душой и сердцем, наблюдать за ними, помогать им, направлять добрым словом, юмором, если нужно. Стараться скрасить их горечь, ведь далеко не все и не всегда идет гладко.

Воздушный шарик – символ счастья

По словам Ирины Петровны, в современных детях очень много хорошего. Они мобильны, достаточно много знают, хорошо ориентируются в современном техническом пространстве. Могут многому научить учителя и помочь ему, причем это касается не только технических новшеств, помощи с компьютером или другими гаджетами, но и психологической поддержки. Дети всегда готовы подсказать и объяснить, как, по их мнению, надо реагировать на ту или иную ситуацию.

Но есть и те черты, которые не нравятся. Видимо, это обратная сторона медали – погружение в технические новинки делает поверхностными знания во многих других областях.

– Это меня огорчает, – говорит учитель, – потому что я в душе литератор, и мне хочется, чтобы они вдумывались в прочитанное, глубоко мыслили, а не «пробегали» литературное произведение. Хотя тут, конечно, многое зависит от работы учителя. Каждый раз создавать новое «чудо-диво» достаточно сложно, но стараться надо.

Так произошло на конкурсном уроке во время областного этапа. Из-за пандемии организаторы поставили задачу провести урок в своем классе, снять видео и предоставить его на суд жюри. Учитель долго думала, каким должно быть «чудо-диво» в родном классе, с которым уже совершили не один десяток литературных открытий. В итоге удалось придумать новый ход, и ребята снова искренне благодарили за урок.

Говорили о концепции любви в рассказах Бунина «Солнечный удар», «Темные аллеи» и «Чистый понедельник». Когда проанализировали текст, учитель попросила каждого вывести для себя формулу любви, хотя бы попытаться. Потом вместе искали ингредиенты формулы и старались представить концепцию любви через некий символ. После споров и обсуждений ребята сами нашли этот символ, правда, получился он довольно сложным – и солнце, и луна одновременно, и романтика, и настроение! Как это все себе представить? Оказалось, вполне возможно. Учитель открыла черный ящик, из которого вверх взлетел воздушный шарик в форме сердца с изображенными на нем луной и солнцем! Концепция, которую предположили ребята, и формула, которую они вывели, в конце урока получили свое зрительное воплощение. Даже стали богаче, потому что шарик – это не только солнце и луна, это еще и романтика, и радость, и элемент детского счастья, которое им в их возрасте так необходимо!

Медиуму тоже нужна поддержка

– Литература важна не сама по себе, – делится своими мыслями Ирина Воронина, – не потому что в ней есть Есенин и Маяковский, Достоевский и Толстой. А важно то, что сами ребята открывают для себя в Есенине и Маяковском, что самое главное выберут в Достоевском и Толстом, как объяснят свой выбор. Я как учитель понимаю, что если раньше литература была для меня значима как путь для самораскрытия, то теперь мне важнее, как дети могут раскрываться через литературу и как благодаря ей могут себя сознавать и понимать.

– То есть для вас это уже новый этап в преподавательской деятельности?

– Скорее не в преподавательской, а в учении. Потому что преподавание – это нечто холодное, когда подразумевается, что преподаватель пришел, дал знания, а дальше не важно, взял их ученик или нет. А учение – это некое кормление с ложечки, наблюдение за тем, что будет с ребенком, как он будет реализовываться, что произойдет. При этом я уведомляю ребенка, говорю, что может так происходить, а может и по-другому, а уже ребенок выбирает, каким будет его путь. И дальше мы вместе работаем над тем результатом, который получился.

По словам Ирины Петровны, роль учителя сегодня заключается не в том, чтобы научить ребенка, это уже уходит на второй план, потому что дети при желании могут сами научиться, «дистанционка» это подтвердила. Но учитель все равно необходим как проводник из мира, в котором привык жить ребенок, возможно, даже из компьютерного, в современный, реально существующий мир.

– Сейчас говорят, что это тьютор, – рассуждает педагог, – а я бы назвала медиумом, посредником, есть в психологии такой термин, то есть посредник – это переводящий из одного мира в другой. И миссия учителя, на мой взгляд, заключается именно в этом – ребенку надо помочь понять этот мир и принять его, а также понять и принять себя и состояться в этом мире.

На мой вопрос, возможно ли, чтобы современный ученик чем-то удивил своего учителя-«медиума», Ирина Воронина ответила, что такое происходит постоянно. Ребята удивляют прежде всего своей искренностью. Урок всегда затрагивает струны души, и дети часто рассказывают о чем-нибудь волнующем, трогательном. Бывали моменты, когда обсуждали «Войну и мир», а потом вдруг находили параллели со своей собственной жизнью и в конце давали ответ на вопрос, на который раньше не могли ответить.

– Дети прекрасно понимают, что речь на наших уроках идет не столько о литературе, сколько о них самих, – говорит Ирина Петровна. – И не только я становлюсь психологом, находясь рядом с ними, но и они сами становятся психологами. Они всегда знают, когда у меня хорошее настроение, а когда – не очень. И стараются помочь, словно считывают меня, когда я вхожу в класс.
Умеют меня размагнитить, разрядить обстановку. Не знаю, как они это делают, но мне становится хорошо и легко. Иногда просто напишут на доске «Мы вас любим!». Я, когда это прочитала, была потрясена! И как камень с души, и дышится легче, и хочется жить и работать.

Татьяна МАСЛИКОВА, Оренбург

Источник: Учительская газета