Не нужно  быть Буддой, 
чтобы  взглянуть  в  глаза  кролику 
и  увидеть  мир  его  глазами.

Кендзиро Хайтани  «Взгляд  кролика».

Будущее…  Какое  оно?  Как  описать  его?  Как  представить?  Сколько  людей,  столько  и  мнений  по  этому  вопросу.  Но,  бесспорно,  наше  будущее  связано  с  цифровой  средой,  с  расширением  возможностей  Интернет-технологий  и  Интернет-ресурсов. 

Как  всё  это  отразиться  на  российском  образовании  и  личности  ученика?  Бесспорно,  школьное  пространство   станет  более  насыщенным  элементами  знаний  из  разных  сфер,  практико-ориентированным,  а  ученик  будет  мобильным  и  более  успешным.

Но -  «успешным»  или  «счастливым»?  Какое  определение  предпочитает  школа,  родители  и  сам  ребёнок?  Это  тот  вопрос,  в  котором  и  попытаемся  разобраться,  обратившись  к  сокровенным  мыслям  учеников  Америки,  России  и  Японии, выбранных  из  их  писем.

«Учитель  должен  меня  понять, встать  на  моё  место…».

«Учитель  не  должен  быть  строгим…  Он  должен  быть  странным…».

«Мне  нравится,  когда  педагог  ест  вместе  с  нами  пирожки  и  мороженое,  разговаривает  с  нами  на  нашем  языке,  не  обижается,  радуется  вместе  с  нами…».

«Учитель  должен  быть  всерьёз  увлечён  тем,  что  он  делает,  тогда  я  ему поверю  и  приму  его…».

 «Дома  я  чувствую  себя  несчастной,  а  на  Ваших уроках  -  никогда».

«Вы  так  выстроили  свой  предмет,  что  он  стал  интересным  и  непохожим  на  все  предметы…».

«С  Вами  начинаю  любить  то,  что  раньше  не  любил  - чтение…».

 «Учителям  нужно  зеркало  в  глубине  класса, чтобы  они  видели,  какими  мы  их  видим…».

Посмотрим  вместе  в   «зеркало»,  сквозь  призму  которого  смотрят  ученики  разных  стран,  сверяя  идеальный  образ  педагога  из  их «зазеркального»  мира  с  тем  педагогом,  которого  видят  в  нашей  реальности?  Думаю,  это  и  будет  образ  учителя  будущего.

Итак,  из  откровений  детей  следует,  что  педагог  будущего  должен  быть:

- понимающим  и  человечным;
- «странным»,  непохожим  на  других;
- искренним  в  своей  профессии  и  в  общении;
- увлекающим  в  мир  знаний  легко и непринуждённо.

Не  правда  ли,  непривычный  перечень  слагаемых    образа  учителя  будущего?  Получается,  что  детям  важнее  всего  общение  на  равных,  принятие  и  понимание  их  личности.  А  как  же  Интернет-возможности  будущего?  А  выходит  так,  что  доминирование  дистанционных  технологий  усиливает  отчуждённость  детей,  делает  их  бесконечно  одинокими  и  несчастными.  Это  особенно  актуально  для  России.

Подтверждением  последних  слов  является  статистика.  Сегодня  Россия   лидирует  в  мире  по  количеству  самоубийств  среди  детей  и  подростков,  а  также  по  числу  детей,  брошенных  родителями.  Это  ли  не  знак  того,  что  для  детей  и    родителей  важнее  всего  понимание,  которое  для  них  является  синонимом счастья.  

А  для  учителя  счастье  -  взаимопонимание  с  учениками  и  родителями,  «прорастание»  в  ребёнке  семенами  любви  и  знания. 

Вот  так  все  участники  образовательной  деятельности  прошлого,  настоящего  и  будущего,  находясь  в  любой  точке  мира,  сходятся  в  двух  самых  главных  «слагаемых»,  необходимых  всем:  понимание  и  счастье.  

Как  этого  достичь?  Существует  ли  единый  «ключ»,  открывающий  сердце  каждого  ученика,  можно  ли  поделиться  «рецептом»  счастья?  Попытаюсь  обозначить  приоритеты  моей  профессиональной  деятельности.

Как-то  одна  из  моих  учениц  написала  мне  письмо,  фразы  из  которого  позволяют  мне  надеяться,  что  у  меня  есть  «ключ»  к  сердцам  учеников.

«Вы - очень светлый человек. «Маяк» для детей.  Когда перед учеником  пренебрежительно закрываются некоторые преподаватели или даже родители, называя его  неспособным, Вы ищете ключ. И находите.

В Вашем кабинете с детьми происходит магия,  потому  что  Вы  в  нас  верите.  И это тянет вверх. Не обязывает, а словно огоньком горит впереди. Спасибо Вам за эту Веру. Вообще за Вашу веру в лучшее, в чудеса, в добро»…

Да,  я  верю  в  ребёнка,  верю  в  Добро,  в  Чудеса. 

Я  убеждена,  что  в  процессе  обучения  учитель  и  ученики  по-новому  открываются  не  только  друг  для  друга,  но  и  для  самих  себя.

Я  чувствую,  что  между  учеником  и  учителем  литературы  должна  быть  более  глубокая  связь  и  устанавливаю  её  через  нестандартные  формы  и  приёмы работы. 

Я  не  боюсь  ошибиться  при  учениках  и  попросить  у  них  прощения,  тем  самым  становясь  им  ближе.

Я  стараюсь  понять  ребёнка  и,  если  получается,  испытываю  счастье.

В  своей  педагогической  деятельности  я  стараюсь  следовать  семи  заповедям:

Уважительно  относиться  к  личности  каждого  ребёнка  (быть  толерантной).
Чутко  улавливать  внутренние  душевные  противоречия  воспитанника  (то  есть  быть  эмотивной).
Искренне  верить  в  победу  каждого  ученика  (будь  то  победа  в  каком-либо  трудном  деле  или  над  самим  собой)  (то  есть  быть  оптимистичной).
Творить  вместе  с  учащимся  (раскрывая  его  и  совершенствуя  себя)  (то  есть   быть  креативной).
Единодушно  с  ребёнком  воспринимать  окружающий  его  мир  (то  есть  быть  современной).
Личностно расти и самосовершенствоваться  (быть  перфекционистичной).
любит
Ь  своё  дело,  не  бояться  служить  ему  вопреки  обстоятельствам  (то  есть  быть  самоотверженной  и  профессиональной).

Таким  образом,    быть  уважительной,  эмотивной,  оптимистичной,  креативной,  современной,  перфекционистичной,  самоотверженной  и   профессиональной -  это  и  значит  быть  учителем  будущего.  Соблюдая  эти  заповеди,  я  уверена,  можно  добиться  взаимопонимания  со  всеми  участниками  образовательного  процесса,  сделать  детей  счастливыми  и  успешными,  а  также научиться  смотреть  на   мир  глазами  ребёнка.

Ирина  Петровна  Воронина