Не нужно быть Буддой,
чтобы взглянуть в глаза кролику
и увидеть мир его глазами.
Кендзиро Хайтани «Взгляд кролика».
Будущее… Какое оно? Как описать его? Как представить? Сколько людей, столько и мнений по этому вопросу. Но, бесспорно, наше будущее связано с цифровой средой, с расширением возможностей Интернет-технологий и Интернет-ресурсов.
Как всё это отразиться на российском образовании и личности ученика? Бесспорно, школьное пространство станет более насыщенным элементами знаний из разных сфер, практико-ориентированным, а ученик будет мобильным и более успешным.
Но - «успешным» или «счастливым»? Какое определение предпочитает школа, родители и сам ребёнок? Это тот вопрос, в котором и попытаемся разобраться, обратившись к сокровенным мыслям учеников Америки, России и Японии, выбранных из их писем.
«Учитель должен меня понять, встать на моё место…».
«Учитель не должен быть строгим… Он должен быть странным…».
«Мне нравится, когда педагог ест вместе с нами пирожки и мороженое, разговаривает с нами на нашем языке, не обижается, радуется вместе с нами…».
«Учитель должен быть всерьёз увлечён тем, что он делает, тогда я ему поверю и приму его…».
«Дома я чувствую себя несчастной, а на Ваших уроках - никогда».
«Вы так выстроили свой предмет, что он стал интересным и непохожим на все предметы…».
«С Вами начинаю любить то, что раньше не любил - чтение…».
«Учителям нужно зеркало в глубине класса, чтобы они видели, какими мы их видим…».
Посмотрим вместе в «зеркало», сквозь призму которого смотрят ученики разных стран, сверяя идеальный образ педагога из их «зазеркального» мира с тем педагогом, которого видят в нашей реальности? Думаю, это и будет образ учителя будущего.
Итак, из откровений детей следует, что педагог будущего должен быть:
- понимающим и человечным;
- «странным», непохожим на других;
- искренним в своей профессии и в общении;
- увлекающим в мир знаний легко и непринуждённо.
Не правда ли, непривычный перечень слагаемых образа учителя будущего? Получается, что детям важнее всего общение на равных, принятие и понимание их личности. А как же Интернет-возможности будущего? А выходит так, что доминирование дистанционных технологий усиливает отчуждённость детей, делает их бесконечно одинокими и несчастными. Это особенно актуально для России.
Подтверждением последних слов является статистика. Сегодня Россия лидирует в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков, а также по числу детей, брошенных родителями. Это ли не знак того, что для детей и родителей важнее всего понимание, которое для них является синонимом счастья.
А для учителя счастье - взаимопонимание с учениками и родителями, «прорастание» в ребёнке семенами любви и знания.
Вот так все участники образовательной деятельности прошлого, настоящего и будущего, находясь в любой точке мира, сходятся в двух самых главных «слагаемых», необходимых всем: понимание и счастье.
Как этого достичь? Существует ли единый «ключ», открывающий сердце каждого ученика, можно ли поделиться «рецептом» счастья? Попытаюсь обозначить приоритеты моей профессиональной деятельности.
Как-то одна из моих учениц написала мне письмо, фразы из которого позволяют мне надеяться, что у меня есть «ключ» к сердцам учеников.
«Вы - очень светлый человек. «Маяк» для детей. Когда перед учеником пренебрежительно закрываются некоторые преподаватели или даже родители, называя его неспособным, Вы ищете ключ. И находите.
В Вашем кабинете с детьми происходит магия, потому что Вы в нас верите. И это тянет вверх. Не обязывает, а словно огоньком горит впереди. Спасибо Вам за эту Веру. Вообще за Вашу веру в лучшее, в чудеса, в добро»…
Да, я верю в ребёнка, верю в Добро, в Чудеса.
Я убеждена, что в процессе обучения учитель и ученики по-новому открываются не только друг для друга, но и для самих себя.
Я чувствую, что между учеником и учителем литературы должна быть более глубокая связь и устанавливаю её через нестандартные формы и приёмы работы.
Я не боюсь ошибиться при учениках и попросить у них прощения, тем самым становясь им ближе.
Я стараюсь понять ребёнка и, если получается, испытываю счастье.
В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать семи заповедям:
Уважительно относиться к личности каждого ребёнка (быть толерантной).
Чутко улавливать внутренние душевные противоречия воспитанника (то есть быть эмотивной).
Искренне верить в победу каждого ученика (будь то победа в каком-либо трудном деле или над самим собой) (то есть быть оптимистичной).
Творить вместе с учащимся (раскрывая его и совершенствуя себя) (то есть быть креативной).
Единодушно с ребёнком воспринимать окружающий его мир (то есть быть современной).
Личностно расти и самосовершенствоваться (быть перфекционистичной).
любитЬ своё дело, не бояться служить ему вопреки обстоятельствам (то есть быть самоотверженной и профессиональной).
Таким образом, быть уважительной, эмотивной, оптимистичной, креативной, современной, перфекционистичной, самоотверженной и профессиональной - это и значит быть учителем будущего. Соблюдая эти заповеди, я уверена, можно добиться взаимопонимания со всеми участниками образовательного процесса, сделать детей счастливыми и успешными, а также научиться смотреть на мир глазами ребёнка.
Ирина Петровна Воронина