I ЧЕТВЕРТЬ (9 ч.)

№ п./п.

Тема  занятия

Кол-во часов

Основы  литературной теории

Основы  литературной  практики

Дата проведения занятия

1

Введение. Ис­кусство
тво­рить и творе­ние искусства.

1

  • Творчество
  • Креативность
  • Процесс создания произведения искусства (метафизический аспект)

Диагностика креативности ученика. Как нарисовать «ДОБРО»? Создание и обсуж­дение проекта рисунка.

 

2-3

Точность вос­приятия автор­ского миро­ощущения и способы выра­жения собст­венного чувст­ва (от потока сознания к по­следовательно­му словесному воплощению собственного чувства).

2

  • Этюд
  • Поток сознания
  • Инсайт
  • Поэтическая интуиция
  • Импрессионизм
  • Абстракция
  • Способы создания этюда Форма этюда
  • Архитектоника этюда

Работа над образцами поэтических и про­заических литературных этюдов (основы литературоведческого анализа) Создание собственного этюда на основе -предложенных текстов по теме: «Времена  года».

Создание собственного оригинального этюда на тему (по выбору): «Шум дож­дя», «Журчание ручья», «Полёт бабочки», «Песня снежинки».

 

4-5

Основы твор­ческого про­цесса: логика совершенство­вания мысли (возникнове­ние, развитие и завершение мыслительного акта).

2

  • Эссе и его структура
  • Способы создания эссе
  • Наблюдение за чужим и своим собственным мыслительным ак­том (рефлексия и самореф-лексия)

Работа над образцами философского эссе (основы литературоведческого анализа) Создание собственного сочинения-рассуждения на основе предложенных тек­стов по теме: «Как возникло первое сло­во».

Создание собственного оригинального со­чинения-рассуждения на тему: «На что похож осенний лист?».

 

6-7

Логика сказоч­ного мышле­ния: герой и национальные способы реше­ния проблемы.

2

  • Сказка
  • Виды сказок
  • Структура сказки
  • «Бродячие» сюжеты и их моди­фикация в инонаци-ональном соз­нании
  • Герой русской сказки
  • Герой западной сказки
  • Герой восточной сказки
  • Способы поведения героев раз­личных культур
  • Миф
  • Легенда
  • Мифологема
  • Притча

Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж. Родари, Л. Кэрролла, А.А. Милна,               Дж. Толкина, А. Линдгрен; в русских народных сказках, А.С. Пуш­кина, в мифах Древней Греции. Работа над отрывками из русских, запад­ных и восточных сказок (основы компа­ративистики): сопоставление сходных сю­жетов и различных способов поведения.

Трансформация мифологемы «золотая рыбка» в сказках разных культур («Сказ­ка о рыбаке и рыбке»   А.С. Пушкина, арабская «Сказка о рыбаке»,  сказка Я. и  В. Гримм  «Сказка  о  рыбаке  и  его  жене»   и сказка- притча Э. Хемингуэя «Старик и море»). Создание русской, восточной и западной стилизации на основе одного сюжета.

 

8-9

Нестандартные  способы  восприятия  художественного  текста  (герменевтика  смысла).

2

  • Прозаический  текст  и его  структура
  • Интерпретация  художественного  текста
  • Заголовочный  комплекс  текста
  • Жанр
  • Композиция
  • Образ
  • Язык  и  стиль
  • Семиотика  текста
  • Ономастика  текста
  • Цветопись
  • Звукопись
  • Акустика
  • Художественная  деталь
  • Конфликт
  • Художественный  образ

Интерпретация  отрывков  из  рассказов  А.П.  Чехова,  И.А.  Бунина, Л.Н.  Андреева, А.П.  Платонова  и  др. 

Самостоятельная  интерпретация  прозаического  текста  (отрывок).

 

II  ЧЕТВЕРТЬ  (7  ч.)

№ п./п.

Тема  занятия

Кол.-во часов

Основы  литературной теории

Основы  литературной  практики

Дата проведения занятия

1-2

Нестандартные способы восприятия по­этического ху­дожественного текста (поэтология  смысла).

2

  • Поэтический текст и его струк­тура
  • Интерпретация поэзии Заголовочный комплекс стихо­творного текста
  • Строфика
  • Ритмика
  • Композиция
  • Образ-символ
  • Аллегория
  • Язык и стиль
  • Семиотика текста
  • Пейзаж
  • Цветопись
  • Звукопись
  • Акустика
  • Изобразительно-выразительные средства: олицетворение, эпитет, сравнение, метафора и их виды.

Интерпретация русских поэтических тек­стов:  А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,  Ф.И. Тютчева, А.А. Фета; С.А. Есенина, В.В. Маяковского, В.В. Набокова и др.

Создание собственного стихотворения по заданной рифме.

 

3-4

Искусство по­этического пе­ревода как способ вос­крешения под­линника.

2

  • Перевод
  • Поэтический перевод
  • Стихотворный перевод Оригинал
  • Подлинник
  • Первоисточник
  • Первотекст
  • Прототекст
  • Канонический текст
  • Вторичный текст
  • Чужой текст
  • Текст-копия
  • Эквивалентность
  • Эквиметричность
  • Эквидуховность
  • Точный перевод
  • Буквальный перевод
  • Подстрочник
  • Вольный перевод
  • Творческое воссоздание текста
  • Диалог
  • «Дух» оригинала
  • Индивидуально точный поэтиче­ский перевод Принципы советской школы переводоведения Баллада

Сопоставительный анализ классических стихотворных переводов немецкой поэзии И.В. Гёте,  Ф. Шиллера и Г. Гейне в ин­терпретации В.А. Жуковского (баллада «Лесной царь»), М.Ю. Лермонтова (бал­лада «Перчатка», пейзажное стихотворе­ние «На севере диком...»), М.Л. Михайло­ва («На северном голом утёсе...»).

Создание собственного поэтического пе­ревода на материале .стихотворных текстов    английских  поэтов.

 

 

5-6-7

Методика на­учного иссле­дования. Ис­следователь­ская деятель­ность, её спе­цифика, виды, формы и принципы.

3

  • Исследование (этимологический анализ)
  • Учебное исследование и научное исследование Требования, предъявляемые к научному исследованию
  • Виды научного исследования: доклад,
  • тезисы, научная статья, научный отчёт, реферат, монография.
  • Формы научной работы: дискус­сия, публичная защита, беседа, диспут.
  • Принципы научного исследова­ния: объективность, аналитич­ность, доказательность, целост­ность, логичность, креативность

Составление конспектов, блок-схем.

Анализ разных видов и форм научной работы.

 

III  ЧЕТВЕРТЬ  (10  ч.)

№ п./п.

Тема  занятия

Кол.-во часов

Основы  литературной теории

Основы  литературной  практики

Дата проведения занятия

1-2

Методика на­учного иссле­дования. Ис­следователь­ская деятель­ность, её спе­цифика, виды, формы и принципы.

2

  • Исследование (этимологический анализ)
  • Учебное исследование и научное исследование Виды научного исследования: доклад,
  • тезисы, научная статья, научный отчёт, реферат, монография.
  • Формы научной работы: дискус­сия, публичная защита, беседа, диспут.
  • Принципы научного исследова­ния: объективность, аналитич­ность, доказательность, целост­ность, логичность, креативность

Составление конспектов, блок-схем.

Анализ разных видов и форм научной работы.

 

3-4

Структура на­учной работы. Этапы работы над научным исследованием.

2

  • Тема и её выбор (ориентация на собственный интерес и актуаль­ность темы)
  • Консультация
  • Научный руководитель Библиография
  • Оглавление
  • Введение
  • Теоретическая часть
  • Практическая часть
  • Заключение
  • Приложение
  • Требование к оформлению
  • Способы цитирования источника
  • Требования к техническому оформлению исследования

Утверждение названия собственного ис­следования.

Обучение правильному оформлению биб­лиографического описания (тематическое описание источника) будущего исследова­ния (составление библиографических кар­точек).

Обучение способам цитирования источни­ка (монография, сборник, статья).

Работа с собственным исследованием

 

5

Основы работы с книгой в библиотеке.

1

  • Каталог
  • Алфавитный каталог
  • Тематический каталог

Обучение поиску книг в библиотечном каталоге.

Работа с библиографией по собственному исследованию.

 

6

Основы работы с научной книгой.

1

  • Оглавление
  • Аннотация
  • Конспектирование
  • Составление тезисов Формы выражения авторской мысли

Анализ фрагмента научной литературоведческой книги, со­ставление конспекта, алгоритм анализа научного текста

Способы оформления и аргументации собственного мнения

Работа с научной литературой по собст­венному исследованию.

 

7-8

Критика как искусство ин­терпретации художественно­го текста.

2

  • Критика
  • Формы
  • выражения критического мышле­ния
  • Объективность и субъективность критика
  • Способы и методы критического анализа

Работа с текстами о великих критиках (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский).

Анализ фрагментов литературной критики, составление кон­спекта, выявление алгоритма критической

статьи

Способы оформления мысли и аргумента­ции позиции критика Работа с критической литературой по собственному исследованию.

 

9-10

Теоретические  и  практические  основы  научного  исследования.

2

  • Научная  теория  и  практика
  • Способы  построения

Анализ  предложенных  вариантов  теоретического  и  практического  исследования  по  литературоведению

Работа  с  собственным  исследованием.

 

IV  ЧЕТВЕРТЬ  (8  ч.)

№ п./п.

Тема  занятия

Кол.-во часов

Основы  литературной теории

Основы  литературной  практики

Дата проведения занятия

1-2

Введение  и  заключение  как  пролог  и  эпилог  научного  исследования.

2

Структура введения: проблема, тема, актуальность, оценка со­временного состояния проблемы и её историческое осмысление, объект, предмет, цель, задачи, круг учёных, занимающихся из­бранной проблемой. Заключение: выводы и итоги исследования

Анализ предложенных вариантов введения и заключения.

Работа над собственным исследованием

 

3

Приложение  и  способы  его  оформления.

1

Приложение и его функции Нестандартные варианты прило­жений

Анализ предложенных образцов приложе­ния.

Моделирование приложения для собствен­ного исследования.

 

4

Титульный  лист  и  его  структура.

1

Титул и его содержание: наиме­нование учебного заведения, где выполнялась работа, ФИО авто­ра, тема научной работы, ФИО научного руководителя, город, год.

Анализ предложенных вариантов титуль­ных листов.

Работа над титульным листом собственно­го исследования.

 

5

Основы  выступления  маленького  исследователя  на  публике.

1

  • Публичное  выступление
  • Психологические основы высту­пления
  • Регламентация
  • Оптимальные формы подачи собственного «я»
  • Голос и его тембр при выступ­лении
  • Мимика
  • Жесты
  • Внешний вид
  • Презентация
  • Функции презентаций Формы презентаций Правила оформления презента­ции исследовательской деятель­ности

Анализ предложенных вариантов выступ­лений и презентаций.

Работа над собственным выступлением.

 

6

Символика  войны  в  русских  прозаических  и  поэтических  текстах.

1

  • Символ
  • Повесть
  • Рассказ
  • Ассоциация
  • Психология
  • Панорама событий

Литературоведческая работа с прозаиче­скими и поэтическими текстами о войне (рассказ А.Н. Толстого «Русский харак­тер» и стихи о войне).

Создание философского сочинения- рассуждения на тему: «Красный цвет войны» или «Гвоздика как символ вой­ны».

 

7-8

Легенды  Оренбурга  и  их  восприятие  современным  поколением.

2

  • Краеведение
  • Филология
  • Историософия
  • Ономастика
  • Структура легенды

Филологическая работа с историческими и ономастическими легендами Оренбурга. Создание легенды собственного сочинения на тему: «Как образовался Оренбург?» или «Как возникла река Урал?».